Как выглядит настоящий маркетинг?

Сегодня должность маркетолога имеется практически в каждой компании, кроме, пожалуй, самых «мелких». Однако о сути работы такого специалиста и реальном круге его обязанностей владельцы компаний зачастую имеют весьма смутное представление – если вообще понимают, зачем именно нужен в компании маркетолог и чем он на самом деле должен заниматься.

На самом деле одной из основных функций маркетолога является разработка грамотной единой маркетинговой стратегии компании, и только во вторую очередь – проработка тактических ходов, которые бы соответствовали этой стратегии. Только тогда, когда владельцы компании понимают, зачем на самом деле нужен маркетолог и в чем заключается его основная работа, бизнес-структура имеет шансы выбиться в лидеры рынка. В ином случае она будет вынуждена работать по правилам, навязанным уже существующими лидерами.

Что на самом деле представляет собой маркетинг? Это общая стратегия поведения на рынке, направленная на продажу продукта компании, причем каждый этап такой стратегии, каждое ее действие должны быть взаимосвязанными и вести к увеличению продаж. По сути, компания должна иметь собственную стратегию, направленную на достижение определенных маркетинговых целей, и план продаж, которого предполагается достигнуть при помощи маркетинговой деятельности. Разрозненные тактические мероприятия, не учитывающие долговременных целей и реального плана продаж, особой эффективностью не отличаются и реальным маркетингом считаться не могут. В первую очередь составляется план продаж, а затем уже разрабатывается схема поведения компании на рынке, которая позволит эти продажи из планируемых сделать фактическими.

Основы маркетинга, главные его понятия и аспекты описаны специалистами уже достаточно давно. Однако время не стоит на месте, меняется информационная среда, меняются приоритеты и меняются сами потребители. Поэтому руководствоваться только советами признанных авторитетов маркетинга прошлых лет было бы неосмотрительно. Нужно учитывать и текущие изменения, влияющие на потребителей и, следовательно, продажи.

Информационное пресыщение

Объемы информации, которые в наши дни поступают ежедневно и по множеству каналов, поистине огромны: еще 20 лет назад трудно было представить себе информационный поток такой мощности. Современный человек получает столько информации, что не всегда в состоянии ее «переварить» и усвоить.

Еще 10 лет назад основным каналом информации было телевидение, и реклама по радио, на телевидении и в печатных изданиях была наиболее эффективным инструментом. Сегодня эти каналы продвижения постепенно утрачивают свое значение, и на первое место выходит Интернет.

Интернет в современном маркетинге

В последние 5 лет Интернет стал основным и наиболее эффективным каналом продвижения, который позволяет донести информацию о компании и ее продуктах до максимального числа потребителей. Однако высокая эффективность порождает и высокую конкуренцию: чтобы продвинуть сайт компании в Топ-10, сегодня требуется немало усилий. Прежде всего, нужна грамотная SEO-оптимизация, а также – постоянная работа с графическим и текстовым контентом, дополнительные методы раскрутки, в том числе и через социальные сети, которые сегодня охватывают поистине огромнейшую аудиторию.

Социальные сети и потребление

Львиная доля интернет-аудитории постоянно посещает социальные сети: по данным статистики, около 80% всех пользователей Интернета проводят в соцсетях как минимум 1-2 часа ежедневно. Конечно, многие компании не могли не воспользоваться такой благодатной почвой для продвижения своих продуктов: SMM-маркетинг становиСегодня должность маркетолога имеется практически в каждой компании, кроме, пожалуй, самых «мелких». Однако о сути работы такого специалиста и реальном круге его обязанностей владельцы компаний зачастую имеют весьма смутное представление – если вообще понимают, зачем именно нужен в компании маркетолог и чем он на самом деле должен заниматься.

тся явлением повсеместным. Социальные сети сегодня – хорошая площадка для размещения рекламы, постоянный источник потенциальных потребителей, хорошая возможность для выработки лояльности к компании и ее продуктам. Поэтому использовать социальные сети для привлечения клиентов сегодня выгодно и полезно.

Культура потребления

Современный потребитель не хочет ждать: быстрый темп жизни определяет уровень потребления, а потому во многих рекламных посланиях появляются фразы «Здесь и сейчас», «Не откладывайте покупку» и пр. Отказывать себе в удовольствии приобрести вещь сейчас, понемногу откладывая деньги на дорогую покупку, теперь хотят не все: практически в любом магазине можно быстро оформить кредит и купить нужное сразу. Тем компаниям, которые занимаются розничными продажами дорогостоящей продукции, следует подумать о возможности продавать в кредит – так и уровень продаж будет выше, и товары не залежатся на складе.

Рост недоверия

Стремительное увеличение объемов информации неизбежно приводит к ухудшению ее качества, а потому растет недоверие людей в отношении рекламы, появляется негативная реакция на рекламное продвижение той или иной продукции. Потребитель зачастую подозревает, что ему пытаются продать некачественный товар, относится настороженно к новым продуктам на рынке и быстро теряет доверие к компаниям, которые где-либо в информационных каналах были отмечены как недобросовестные производители.

Поэтому одной рекламы для продвижения продукта и увеличения объема продаж недостаточно, нужно еще завоевать доверие потребителя. Чтобы это сделать, необходимо в первую очередь провести грамотную отстройку от конкурентов: дать понять потенциальному клиенту, чем отличается именно ваш продукт, какие уникальные свойства этого продукта вы можете предложить потребителю, какие преимущества у вашей компании перед остальными участниками рынка.

Для любого потребителя ваш продукт – всего лишь один из многих подобных на рынке. Поэтому важно выработать уникальное торговое предложение и объяснить, почему стоит покупать именно у вас.

Маркетинг на практике

До сих пор многие владельцы бизнеса считают маркетинг пустой тратой денег: вложения есть, а дохода не видно и не слишком понятно, как его можно подсчитать. На самом же деле маркетинг и продажи – это, по сути, идентичные понятия. Продажи сами по себе не способны заменить маркетинг, но и маркетинг без продаж не имеет ни малейшего смысла. Конечно, они могут существовать по отдельности, но только тогда, когда оба эти бизнес-фактора работают вместе, работу компании можно назвать по-настоящему результативной.

Любые результаты в ПРАВИЛЬНОМ маркетинге всегда можно отследить и оценить. Если «специалист» говорит, что, вкладывая деньги в маркетинг, не стоит ждать слишком заметного эффекта или же что результаты вложений нельзя четко отследить – от его услуг лучше сразу отказаться. Эффективность маркетинга всегда можно измерить, проанализировать и при необходимости повысить, для того и существует анализ рынка, а также изучение поведенческих факторов.

На практике работа маркетолога строится примерно следующим образом:

  • Планирование объемов продаж.
  • Определение целевых рынков, которые способны обеспечить выполнение плана.
  • Определение маркетинговых целей для каждого выбранного рынка.
  • Позиционирование компании и продукта.
  • Выработка и описание маркетинговых стратегий для каждой маркетинговой цели.
  • Планирование комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на достижение целей и укладывающихся в рамки стратегий.

Именно в такой последовательности деятельность маркетолога будет максимально эффективной и направленной на увеличение прибыли компании. Не нужно забывать и о том, что хороший руководитель всегда постарается скоординировать работу отдела продаж и отдела маркетинга. Взаимный обмен информацией, лояльное взаимодействие и работа на компанию без «перетягивания одеяла на себя» – залог повышения прибыльности и увеличения продаж.